Сеть клубов олимпийского каратэ
Набор с 4 лет!

Пробная тренировка бесплатна!

Главная \ Статьи \ Цикл тренингов по формированию мотивации

Цикл тренингов по формированию мотивации

« Назад

Цикл тренингов по формированию мотивации  20.02.2019 14:20

Вступительная статья

 

Уже в 90-х годах, на фоне распада Советского Союза, перестала действовать идеологическая школа, которой были пронизаны все сферы человека в нашей стране. В процессе моей преподавательской деятельности с детьми и взаимодействии с их родителями пришла идея создания тренинга по теме «Мотивации учеников к учебно-образовательному процессу. Идеология прошлого столетия давала не мало положительного, как бы ни ругали ее наши современники.

Вы можете сейчас представить, что, выглянув в окно, вы увидели, как на улице чужой вам человек подошел к вашему ребенку и начинает его воспитывать? Не кричать, не ругаться или как-то шантажировать наказанием, а именно воспитывать, при этом не вызывая у вас чувства опасности. Уверен, что это звучит сейчас странно. А раньше, при Советском Союзе это было обычным явлением. В те времена именно таким и был образ мышления человека. Каждый нес в себе ответственность за детей и своих, и чужих. Воспитанное чувство коллективизма, доброжелательности и гражданской ответственности в масштабах всей страны - не самое плохое достижение того времени, когда все вокруг жило по завету Владимира Ильича Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться…».  Эти слова мы часто произносим и сейчас, но тот Ленинский смысл и дух, мне кажется, мы уже утратили.

Как мы знаем, из курса мировой истории, режимы и правительства государств меняются, а вместе с тем и ценности. Только люди со своими насущными вопросами бытия остаются неизменны. Вопросы воспитания и образования подрастающего поколения, при любом государственном режиме и власти всегда актуальны и остаются востребованными.

Интересно то, как удалось тем идеологам-учителям воспитать несколько поколений людей в духе одних ценностей. Это важно особенно сейчас, когда парою, не справляешься с одним ребенком, да еще не каким-то чужим, а своим родным.

В этой статье я предлагаю слегка коснуться вопросов проблем учебно-воспитательных процессов современности. Уверен, что это будет интересно каждому родителю, который задумывается о счастливом и благополучном будущем своих детей. Особенно, тем кто наблюдает у своего ребенка признаки нервозности, рассеянности и неумения концентрироваться. В большей или меньшей степени, все дети такие, но нужно сказать, что, к сожалению, с некоторых пор общая тенденция ухудшилась и уровень перечисленных выше факторов, наблюдаемых у детей, явно усилился. Этот факт сильно затрудняет процессы развития и раскрытия личностных качеств подрастающего поколения во всех аспектах нашего времени.  

Очевидно, что это тревожное обстоятельство вызвано многочисленными информационными потоками, которые на нас льются отовсюду. Какие бы небыли ограничения пользованием телефонами, компьютерами и телевизорами - это никак не защитит наших детей от беспорядочного, не отфильтрованного для детского сознания информационного потока. Конечно, чем взрослее дети становятся, тем лучше они справляются с этой задачей. Хотя тут тоже есть много «но» и «если».

В свете этого, для каждого учителя создание учебно-воспитательного процесса для ребенка, которое бы было максимально эффективным и комфортным для его восприятия, стало гораздо более сложным и трудоёмким процессом.

Чтобы добиться положительного результата нужно для начала понять, что это за процесс такой и из чего он состоит, а также выявить факторы, которые сделают этот процесс успешным.

Итак, учебно-воспитательный процесс включают в себя четыре неотъемлемые составляющие:

  1. Учитель (методики освоения учебного материала)
  2. Родители (контроль и реализация учебного процесса)
  3. Социум (обратная связь – проверка эффективности полученных учеником знаний и навыков)
  4. Ученик (молодой проект счастливого человека «Иванов Иван Иванович»)

 

Мы сразу понимаем, что успех зависит не только от одного учителя - это надо понимать всем родителям и в первую очередь ученику. Каждая составляющая учебно-воспитательного процесса является обязательной. Уберем хотя бы одну из них и никакого результата не будет. Нужно отметить, что если совместить родителя и учителя, то чаще всего родитель «исчезает» и остается только учитель. Поэтому часто учителя и тренера отдают своих детей заниматься к другим наставникам, тем самым давая себе возможность остаться для ребенка родителем и контролировать учебно-воспитательный процесс.

Раз мы пришли к пониманию, что наша команда не разделима, значит, чтобы добиться успеха нам нужно действовать сообща, говорить на одном языке и соблюдать незыблемый принцип учебно-воспитательного процесса – никогда не останавливаться, ведь он всегда должен быть в действии и каждую ситуацию использовать в этом деле.

И тут очень важное понимание. Что дает постоянное движение? У многих процессы обучения и воспитания напрямую ассоциируются с наставлениями, инструкциями, личными примерами и т.д. От части это так, но это не совсем полная картина. Все перечисленное это только способ донесения информации и ее объяснения для понимания учеником. А для того, чтобы человек научился и вообще что-либо сделал в своей жизни - нужна мотивация. И в данном вопросе, я особо хочу отметить, что это мотивация не материального плана. Ведь побуждение материального характера не долговечно и требует постоянного увеличения своей стоимости. Истинная мотивация для учащегося – это его личное побуждение что-то делать, которое сформировано на основе его интересов и потребностей. Личная мотивация представляет из себя целую систему ценностей и выстраивается в течении всей жизни человека. Чем раньше начать ее строить, тем легче будет учиться, работать и преодолевать трудности на своем жизненном пути.

Тема: «Что такое мотивация?» или, тем более, «Создание мотивационной системы ценностей» не проста, поэтому начнем немного из далека.

Существуют мировоззренческие позиции, утверждающие:

  1. все что мы желаем мы уже имеем, только нужно увидеть это в себе.
  2. нет ничего с чем мы не можем справиться.
  3. все болезни от головы – мысли позитивно.
  4. … .

Это все верно и даже работает, если мы разрешим себе в это верить и начнем так думать. Помните?

«…и каждому будет дано по вере его...»

А поверить и начать думать определенным образом, даже при всей очевидности, порой ой как не просто.

Круг познаний человечества расширяется не останавливаясь. И уже давно существуют примеры с научно-материальной точки зрения, доказывающие верность выше озвученных утверждений. Вот еще одна позиция, которая не требует доказательств:

«…познай себя – познаешь мир…»

Тем не менее, эти тезисы далеко не для всех являются мотивационной системой ценностей и, тем более, именно образом действия: так думать, так действовать или еще больше так жить. Хотя очевидность их верности подтверждена историей. Кому-то наверняка что-то мешает сделать эти мысли своим жизненным кредо. Что можно говорить о маленьких детях, которым постоянно говорят о каком-то хорошем поведении, почему-то нужном образовании и обо всем том, что так важно, но не существует внутри него? И это как-то нужно им объяснить, а еще больше, научить и приучить...

Важно детей своих научить… Чему? Дать образование… Какое? И где?

И если на эти вопросы в большинстве своем мы, родители, имеем ответ, то уже с сталкиваясь с проблемами реализации процессов обучения и образования, дело обстоит несколько иначе. А когда речь заходит о жизненном успехе, счастье и благополучии своем и наших детей, то мы вообще стараемся об этом не говорить – что бы не сглазить!

Не секрет, что знания и образование, безусловно, сопутствуют и помогают нам в жизни, но, к сожалению, не дают нам никаких гарантий быть счастливыми, успешными и благополучными. Почему?

Ответ достаточно прост и очевиден. Вопрос счастья, успеха и благополучия – это вопрос какими мотивациями мы обладаем, то есть, какая система ценностей в нас заложена. Чем мы движимы в своей жизни.

Во все времена в профессиональных сферах деятельности уделяли и уделяют серьезное внимание мотивационной составляющей.

Например, мы каждый день идем на работу, за зарплатой, которую получаем. Она и выступает для нас в роли мотивации, побуждении работать. Рассмотрим ситуацию, когда размер оплаты труда нас удовлетворяет своими размерами. Это делает нас обеспеченными. Добавим фактор – рабочий коллектив замечательный, интересный и, скажем ко всему прочему, душевный. У нас появляется еще одна мотивация идти на работу – нам там хорошо и комфортно. Это делает нас благополучными. Добавим еще один фактор – благодаря своему образованию, вы можете реализовывать свои идеи, заставлять вращаться то, что без вас не вращается. И вот еще одно побуждение выполнять свои трудовые обязательства – вы там успешны и востребованы.

В какой-то момент вы можете утвердительно сказать, что вы счастливы и в этой жизни реализовались. Все так просто, но почему так обычно не получается? Или происходит, как в сказке про девочку и старичка-боровичка: «…то дудочка есть, но корзинки для ягодок нет. То корзинка есть, а дудочки нет…».

Здесь тоже имеется простой ответ. Все дело в мотивациях, которыми мы движимы. Для понимания нужно отметить, что побуждения бывают двух видов, назовем условно их «негативными» и «позитивными».

Пример негативных мотиваций – я как водитель, соблюдаю скоростной режим потому что знаю, что где-то там впереди стоит сотрудник ГИБДД…

Пример позитивной мотивации – я как водитель, соблюдаю скоростной режим потому что считаю, что соблюдение правил ПДД это вопрос моей личной безопасности и безопасности окружающих…

Если представить себе жизнь человека из первой ситуации, как кино, которое мы смотрим, то негативные побуждения главного героя сделают эту картину-жизнь скорее каким-нибудь экшеном, опасным приключением и, вероятнее всего, драмой. Потому что в какой-то момент, когда наш герой уверует, что впереди нет препятствий для нарушения скоростного режима, то обязательно «даст по газам». А такое поведение рано или поздно приведет к известному результату.

Эти два вида мотиваций могут быть еще:

  1. Неосознанными
  2. Навязанными
  3. Иллюзорными
  4. Неправильными
  5. И т.д.

 

Для нас интересны правильные побуждения или назовем их ИСТИННЫЕ, потому что любая мотивация порождает движение. Именно они задают правильный вектор развития. А истинность мотивации делает такое движение для человека радостным, интересным и желаемым. В противном случае все наоборот.

Человек действует только благодаря своим побуждения. А действие, то есть, движение - это жизнь.

Как и какую выбрать себе или своему ребенку мотивацию - двигатель жизни? Один из ключевых вопросов учебно-воспитательного процесса.

Ответ на этот вопрос для каждого индивидуален. Это как выбор автомобиля – каждому нужно что-то свое, под свои задачи, требования и в рамках своих финансовых возможностей. В примере с покупкой транспортного средства очень много ограничений. Представьте, если бы каждый мог взять себе машину по своему желанию бесплатно. Уверен, такой выбор очень сильно отличался бы от реального, где всё, в большей степени, зависит от его цены.

К счастью, двигатели жизни (мотивации или системы мотиваций) мы можем выбрать какие угодно, если хотите, можно даже сконструировать космический корабль. Главное, чтобы это работало. Тут никаких ограничений в денежном эквиваленте нет. Но есть другая сложность – выбрать такую мотивацию, которая будет работать и побуждать нас действовать в нужном и правильном направлении.

Каждая мотивация формируется на основании личных желаний, пониманий и осознаний – наших ценностях. Таким образом, у неё тоже есть своя цена – это ваш труд и время, которое вы посвящаете себе для выявления СВОИХ новых ценностей, а при необходимости, их коррекции.

У каждого человека имеется своя мотивационная система, которая формируется с самого детства окружающим его социумом и потом, уже, им самим при участии общества. И не думать об этом в какой-то момент времени, не относиться к этому вопросу серьезно - значит обречь себя и своих детей на скудный выбор жизненных двигателей. А ведь это - «автомобили», в которых нам и нашим детям ехать всю жизнь. Осознанное формирование системы ценностей даст хороший и мощный жизненный двигатель, а также позволит избежать того, что придется свой «автомобиль» вечно толкать самому (тема внутренних конфликтов, когда приходится делать или заниматься тем, что не нравится или не хочется).

Таким образом, мы пришли к пониманию того, что сделает учебно-воспитательный процесс вашего ребенка более эффективным и успешным. А именно - это формирование общей мотивационной системы ценностей для ученика, родителей и учителя.

 

Вашему вниманию мотивационный-тренинг для родителей

 

О тренинге

Цель:

Усовершенствование учебно-воспитательного процесса образовательной программы Клуба каратэ №1

Задачи:

  1. Определение и формирование мотивационной системы ценностей учебно-воспитательной программы для занимающихся и их родителей
  2. Укрепление здоровья и повышение тонуса общего состояния участников тренинга
  3. Увеличение уровня самосознания в области воспитания и образования занимающихся детей.

 

Программа занятия

Вступительное слово (5 мин.)

Медитация настройка на занятие (2-3 мин.)

Разминка, разогрев (5-10 мин.)

Активация всего организма (30-40 мин.)

Гибкость (20-30 мин.)

Физические аспекты ( 10-15 мин.)

Медитация (10-15 мин.)

 

Общее время занятия рассчитано на 1,5-2 часа

Интерактив тренинга:

  1. Форма обратной связи для родителей (отзыв родителя о тренинге, пожелания, предложения, что нравится или не нравится, вопросы по учебно-тренировочному процессу)
  2. Форма обратной связи для тренеров (отзыв тренера об успехе ребенка)
  3. Разбор конкретных ситуаций, связанных с учебно-воспитательным процессом детей


Запишите Вашего ребенка
на бесплатную пробную тренировку в нашем клубе!