Каратэ с 4 лет
Научим защищаться, разовьем ловкость, гибкость и укрепим здоровье!

Успейте забронировать место в группе до 15 сентября!

Главная \ Статьи \ Как развить самостоятельность в ребенке?

Как развить самостоятельность в ребенке?

« Назад

Как развить самостоятельность в ребенке?  05.08.2021 23:55

Как развить самостоятельность в ребенке?

Прежде чем перейти к теме развития самостоятельности в ребенке, я хочу разобрать слово самостоятельность. Это слово состоит из двух слов «самость» и «стоять». СА́МОСТЬ - понятие, употребляющееся в философии и психологии как синоним личности, включающее в себя такие её характеристики, как сознание собственной идентичности, рефлексивную соотнесенность с собой (самосознание) и т. п. (Большая Российская энциклопедия)

Другими словами, самостоятельность – это становление САМОСТИ, становление идентичной личности. Это процесс получения опыта, результатов своего труда, осознания факта, что есть “Я” и возможности действия в формате «Я сам», «Я могу».

Вторым фактом, который важно знать и понимать - это этапы развития ребенка. Ребенок в возрасте 7 лет начинает  идентифицировать себя как самостоятельная личность. Если до этого момента ребенок ассоциирует себя со своими родителями как одно целое, то в первый переходный период он начинает делать все по своему, зачастую это выглядит как противоречие всему, что его окружает.

Теперь настало время перейти к теме нашей статьи и ответить на вопрос, как развить самостоятельность в ребенке. До 7 лет, когда ребенок все делает так, как родители, когда он послушен и податлив в общении, ему нужно дать как можно больше опыта самовыражения и социализации. Как это сделать? Помимо детских садов существует множество детских спортивных секций и кружков. Чем больше ваш ребенок получит опыта, тем лучше для него. Если вы видите, что ребенку не интересно заниматься в выбранной вами спортивной секции или творческом кружке – не заставляйте его, как бы вы не считали важным те навыки и знания, которые он там получит. Дайте ему познакомиться с другими спортивными секциями и творческими кружками. Может быть, поменяйте тренера или учителя, но ни в коем случае не заставляйте насильно, не обрушивайте на него всю мощь своего дара убеждения – ребенок все равно ничего не поймет, он просто поступит так, как вы хотите, что впоследствии может обернуться большими проблемами.

Получив опыт общения и переписав с родителей модели поведения, ребенку важно научиться их применять самому, а так же найти место и время для своей самореализации. И если ваш ребенок к этому времени так и не определился с направлением своего увлечения, то теперь ему нужно это помочь сделать более-менее осознанно. Вообще, с момента, когда ваш ребенок начнет проявлять признаки самоидентификации, с ним важно разговаривать с целью построить в его сознании причинно-следственные связи. Это и будет процессом формирования в ребенке самостоятельности. Как это происходит? С чего начинать?

Используйте все ситуации, в которых вы находитесь. Делегируйте ребенку всегда и во всем все, что можно ему доверить. Привлекайте ребенка ко всем семейным и бытовым процессам.

Например, привлечь его к стирке и доверить ему заправку бельем стиральной машинки (заранее отобрав нужное количество и тип белья). А потом, выразить ему признательность того, как у него хорошо получилось и как он помог семье.

Хочу обратить внимание:

1. Важность привлечения ребенка к семейным делам – это не только воспитывает самостоятельность, но и помогает примерить на себя роль помощника, которого не нужно просить.

2. Обязательное выражение признания за то, что делает ваш юный помощник. Не похвала, а именно признание.

3. Определить дело для ребенка, которое именно он делает и за которое именно он отвечает. И очень важно, чтобы он действительно нес ответственность. Если родители не сходили в магазин и не купили продуктов, то они не смогли приготовить обед. Вот так и с порученным делом ребенку. Должна быть четкая причинно-следственная связь. Если он не сделал, значит что-то не получится. Главное, при делегировании ребенку какой-то ответственности, все это объяснить. Показать значимость и важность этого дела, как успех влияет на на ситуации и на его дело.

Список идей для делегирования:

1. обувь в коридоре должна всегда быть расставлена аккуратно

2. одежда для занятий в спортивной секции или творческом кружке всегда должна быть сложена и на своем месте

3. покупка хлеба в магазине

4. отбор каких-то продуктов в том же магазине

5. перед поездкой на машине проверить и протереть фары автомобиля

И т.д.

Хорошей практикой может стать распространенная во многих спортивных секциях и кружках - поездка на тренировочные сборы. Как аналог, если ребенок не ходит в спортивную секцию - обычный пионерский лагерь. Детям там очень часто придется проявлять самостоятельность, особенно в бытовых вопросах.

Педагог и тренер «Клуба каратэ No1» Павленков Андрей Викторович


 


Запишите Вашего ребенка
на бесплатную пробную тренировку в нашем клубе!